Целью логопедической работы является предупреждение, выявление и устранение тех нарушений речи, которые являются причиной неуспеваемости и сдерживают дальнейшее развитие ребёнка, создают трудности в учебном и бытовом общении.
Задачи логопедической работы:
- предупреждение расстройств речи, помощь естественному стремлению ребенка преодолеть возрастные и патологические недостатки речи;
- развитие и совершенствование устной речи учащихся;
- выявление и коррекция нарушений чтения и письма;
- развитие познавательной деятельности, основных психических процессов (памяти, внимания, мышления), сенсорных и моторных функций ребенка, особенно речевой моторики;
- формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений.
Принципы логопедической работы:
- принцип системности (изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений провожу через воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы);
- принцип комплексности (устранение речевых нарушений носит комплексный, медико-психолого-педагогический характер);
- принцип развития (в процессе логопедической работы выделяеются задачи, трудности, этапы, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка);
- принцип опоры на онтогенез (разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведётся с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе);
- принцип здоровьесберегающего направления в логопедической работе.
Формы обучения.
Индивидуальные занятия.
Основная цель - подбор и проведение комплекса упражнений, направленных на устранение специфических нарушений, установление эмоционального контакта и индивидуального подхода с учетом личностных особенностей ребенка.
Подгрупповые занятия.
Основная цель - воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять упражнения в заданном темпе.
Индивидуальные и подгрупповые занятия носят опережающий характер и готовят детей к усвоению усложненного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях.
Фронтальные занятия.
Основная цель – закрепление материала, отработанного на индивидуальных и подгрупповых занятиях, активное использование его в различных формах самостоятельной речи, дальнейшее расширение речевой практики в процессе ознакомления с окружающим миром. На фронтальных занятиях организуется совместная работа, обеспечивающая межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.
Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми проблемами
Общие рекомендации:
- Покажите ребенка детскому психиатру, невропатологу, учителю-логопеду.
- Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание.
- Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.
- Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий.
- Постепенно усложняйте требования к речи ребенка.
- Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.
- Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.
- Воспитывайте усидчивость, самостоятельность.
Помните сроки преодоления речевых нарушений зависит от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.
Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его. Родителям, имеющие дефекты произношения, полезно заниматься вместе с ребенком. Запаситесь терпением, не ждите быстрых Результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца.
Верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправление нарушения речи.
Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.